kiskris (kiskris) wrote in karlxii_ru,
kiskris
kiskris
karlxii_ru

Categories:

Варяг по имени Вахмейстер

15 (26) мая 1719 года для крейсерства в центральной части Балтийского моря из Ревеля вышли 6 русских линкоров и шнява, которыми командовал капитан 2-го ранга Наум Сенявин. 24 мая (4 июня) у острова Эзель русские суда встретили неприятельский отряд, состоявший из линейного корабля, фрегата и бригантины. Сенявин приказал поднять шведские флаги, введя этим противника в заблуждение, подошел на близкое расстояние и затем неожиданно атаковал…


БОЙ у острова Эзель. 24 мая (4 июня).

Русские (капитан 2-го ранга Сенявин) - шесть 52-пушечных линейных кораблей («Портсмут», «Девоншир», «Ягудиил», «Уриил», «Рафаил», «Варахаил»), 18-пушечная шнява «Наталья». Всего 330 пушек, 1930 человек.

Шведы (командор Врангель) - 52-пушечный линейный корабль «Вахмейстер», 32-пушечный фрегат «Карлскрон-Вапен», 12-пушечная бригантина «Бернгардус». Всего 96 пушек, 387 человек.

Бой длился около 7 часов. На его исход повлиял счастливый для русских случай. Корабль Сенявина во время перестрелки был поврежден и вынужденно повернул в сторону врага, прорезав его строй. В результате отряд противника оказался разделенным, и появилась возможность вести мощный продольный огонь по шведскому фрегату, после чего тот спустил флаг. Видя, что ей не хватает скорости для бегства, сдалась и бригантина. Оставшийся в одиночестве скандинавский линкор не смог выдержать дуэли с численно превосходящей погоней и тоже капитулировал.

Потери:
Русские - поврежден линкор «Портсмут». Сведения о потерях в людях противоречивы. Чаще всего встречаются данные - 9 человек убито, 9 ранено.
Шведы - сдались все три вымпела, около 50 человек убито, 337 попало в плен (из них 14 ранено).


В начале XVIII века крупным морским сражением считалось то, в котором участвовало несколько десятков линейных кораблей (порой до сотни с каждой стороны), а стычка с одним линкором противника являлась незначительным событием и обычно упоминалась лишь в самых подробных хрониках. Но поскольку других побед у русского флота в открытом море во время Северной войны нет, ей в отечественной историографии по сей день уделяется непропорционально огромное внимание. Причем без всяких объяснений, что этот успех если и имел какое-то значение, то только как воодушевляющий пример способности петровских моряков добиваться успеха хотя бы при подавляющем численном большинстве.

Данному событию посвящена и одна из самых знаменитых картин российской батальной маринистики, которая создана в 1866 году кистью Алексея Петровича Боголюбова (1824-1896). Она так и называется «Бой у острова Эзель 24 мая 1719 года». Вот её наиболее «растиражированный» вариант:




Кроме него есть еще несколько других – менее известных версий картины, в той или иной степени отличающихся от основной:







Отсюда: http://www.picture.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=9805


Интересно, что «по другую сторону фронта» – у скандинавов – тоже имеется художественное полотно на тему русско-шведского боя у Эзеля. Написано оно современником Боголюбова Людвигом Рихардом в 1895 году (LUDVIG RICHARDE, годы жизни: 1862-1929) и называется «Линкор «Вахмейстер» сражается против русской эскадры в 1719 году» (Skeppet Wachtmeisters strid mot en rysk eskader 1719). Очень рекомендую увеличить - смотрится еще лучше:



Отсюда: http://www.auktionsverket.se/dbkatalog2/kat_visabild.asp?at=K&d=2005-12-01&anr=1982&ma=E511

Не знаю, как кому, но, на мой взгляд, эта картина оказывает на зрителя гораздо большее эмоциональное воздействие, чем русская. У Боголюбова какой-то уж слишком академически-спокойный вид дерущихся кораблей. И вся панорама, хотя и окутана дымом, производит впечатление искусственно-статичной сцены. Дабы понять, что там происходит (или даже просто разобраться в национальной принадлежности судов) надо не только хорошенько присмотреться, а заранее подготовится - основательно изучить сюжет боя. У Рихарда же всё всем понятно с первого взгляда. Героическая трагедия – ужас и мрачная красота войны…

Любопытно было бы сравнить, насколько правдоподобно оба художника представляли корабли противоборствующих сторон. К сожалению, сделать это невозможно. Сильно повреждённый «Вахмейстер» по итогам столкновения достался морякам петровского флота в качестве трофея, но чертежей его (или достоверного рисунка) в российских архивах, похоже, не сохранилось. По крайней мере, я нигде не встречал. Не видел также надёжных изображений «Портсмута» и «Девоншира», строившихся по царскому заказу в Голландии - на амстердамской верфи. Есть лишь весьма приблизительные современные реконструкции «Ягудиила», «Уриила», «Рафаила», «Варахаила», которые проектировались и "воплощались в реал" тоже голландскими мастерами, но не на территории Европы, а в России - в Архангельске.

Вот «Ягудиил»:



Отсюда: http://windgammers.narod.ru/Korabli/Yagudiil.html


Это он же в цветном варианте:



Отсюда: http://v-prohorenko.narod.ru/13.html


Это опять «Ягудиил», но с другого ракурса:




«Уриил» и «Варахаил» являлись систершипами «Ягудиила» - изготовлявшимися по одному проекту. Поэтому должны быть на него очень похожи. Впрочем, «Рафаил» тоже принадлежал к той же «семье», отличаясь только незначительными деталями. Поэтому в справочниках флотского состава его обычно представляют тем же рисунком:



В сети стандартный справочник русского флота есть по этому адресу:
http://sailing.shipmodelsbay.com/00/02/01/index.html
"Уриил", "Варахаил", "Ягудиил" принадлежат там к 50-54-пушечным кораблям типа "Уриил" (искать их надо в боковой колонке), а «Рафаил» относится к 50-54-пушечникам типа «Гавриил».

Шведский интернет-справочник корабельного состава королевского военно-морского флота:
http://www.fatburen.org/jan-erik.karlsson/ftgidx.htm
Надо нажимать "мышкой" на буквы – будет открываться список кораблей, название которых начинается на ту букву, что была нажата (в списке указаны имя судна, его тип, год постройки). Затем нажать на название корабля. Выскочат его тактико-технические характеристики и судьба. К сожалению, относительно небольшие корабли указаны не все. Однако, «Вахмейстер» присутствует (есть и "Карлскрон-Вапен"). Получается, что в 1719 году он был уже заслуженным ветераном (1681 года постройки). В России так долго «жили» лишь редкие «иностранцы» - суда качественной европейской постройки. Те же самые противники «Вахмейстера» – линкоры архангельской сборки служили всего по 5-8 лет. После чего отправлялись на слом – "по гнилости".
Столь прискорбная «текучка» боевого состава эскадр Петра Великого делали их воистину «золотой игрушкой» венценосного романтика, обходившейся в неимоверную «копеечку». Впрочем, сие уже тема для другого разговора…

Может быть, шведские френды помогут с поиском достоверных изображений «Вахмейстера»? И поделятся прочей информацией о бое у Эзеля, которая содержится в их архивах? Тогда можно будет опять попробовать создать единую версию (как по "Астрильду" и "Гедану")...

P.S. В шведском справочнике "Вахмейстер" здесь: http://www.fatburen.org/jan-erik.karlsson/wacht1.htm
"Карлскрон-Вапен" здесь: http://www.fatburen.org/jan-erik.karlsson/karlskronavapen.htm
А в русском справочнике не только "Карскрон-Вапен", но и "Вахмейстер" почему-то отнесён к фрегатам: http://sailing.shipmodelsbay.com/00/02/02/index.html
(в боковой колонке самый нижний раздел "фрегаты, взятые у неприятеля"). Увы, ТТХ опять весьма сильно различаются...
Tags: 1719, Балтика, Северная война, историки, историография, картины, корабли, сражения, художники
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for members only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 49 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →