?

Log in

No account? Create an account
Багген-Стэкет, или Как наши не прошли в Стокгольм - Журнал о короле Карле XII [entries|archive|friends|userinfo]
Журнал о короле Карле XII

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Багген-Стэкет, или Как наши не прошли в Стокгольм [May. 12th, 2008|10:46 pm]
Журнал о короле Карле XII

karlxii_ru

[carolinknekt]
[Tags|, , , , , , , ]

Эпизод Северной войны, малоизвестный в нашей литературе, материал взят тут:
http://www.arkeologiuv.se/projekt/syd/slagfaltsarkeologi/sodra_staket_infanteri.htm

Есть такое место в предместье шведской столицы, очень красивое, кстати - сегодня там дорогущий район Сальтшёбаден, типа Рублевки... Багген-Стэкет, или  Южная Протока...



Это южный водный путь из Стокгольма в Балтику, "черный ход в Стокгольм", когда-то давно - дорога контрабандистов.
Место это - особенное. Дело в том, что к концу Северной войны, когда Карла XII  уже не было в живых, русские высаживались на галерах по балтийскому побережью Швеции с со стратегической целью - жечь и разорять местность.  Задача была - припугнуть, сбить спесь с надменного соседа и сделать его покладистее.
Когда летом 1719 года русские разведчики появились у  Стэкета,шведы всполошились. Опасность нависла уже над столицей. Полковник фортификации Бальтзар фон Дальхейм - ветеран, прошедший  с королем КарломПолтаву, Бендеры и Фредриксхаль - срочно организовал строительство двух шанцев и перекрытие узких мест протоки затопленными барками с булыжниками. 

вот одна из горловин

Успели ли достроить эти шанцы - достоверно неизвестно. Оборону держали "резервисты" - полк повторного набора, tremänningregemente  - как на шанцах, так и на 4-10 малых судах в районе затопленных барок с камнями, для огневой поддержки...
Карта XVIII века, ордер баталии. а - первый шанец (Knapens hål); b - первая горловина, заблокированная затопленными барками; с - вторая...; d - второй шанец (Gammeludden). (кликабельна)

13 августа 1719 года по приказу фельдмаршала Карла Густава Дюккера на место прибывает генерал-адьютант Филип Тессин. Капитан Фритц Вахтмейстер, с утра успевший произвести рекогносцировку на своем корабле, сообщил, что  русские уже вошли из Балтики в устье Багген-фьорда. Решено было привлечь силы Сёдерманландского полка,  ближайшего из расквартированных.
Примерно в это же время, около двух часов пополудни, русские в составе шести батальонов (от 3 до 6 тыс.) высадились на берегу и вступили в бой с охранявшими его резервистами. Между 6 и 7 часами вечера прибыл Второй батальон под командованием подполковника Хенрика Юхана фон Эссена, около 350 чел.; завязался бой, Эссен был ранен, несколько человек из его людей - убиты. Около восьми вечера, ближе к заходу солнца, подоспело подкрепление - полковник Рутгер Фукс во главе батальона лейб-гвардии (470 чел.) . Спустя 2 или 3 часа бой прекратился, шведы потеряли около 100 человек убитыми и ранеными (из общего количества 1200), русские - от 400 до 500.

Полковник Рутгер Фукс



Адмирал Федор Апраксин, командующий русскими силами в операции

В шведской литературе принято считать, что оборона Стэкета не позволила русским взять Стокгольм.  Однако вряд ли такая задача ставилась всерьез, уж больно русские силы были слабые для такой масштабной операции.
  

 
В 1905 году тут установлен памятный знак. А на памятнике - девиз: "С Богом к победе!", просто его не видно - солнце было слишком яркое, когда я фотографировала.

Прекрасные фотографии и дельные коменты здесь.

LinkReply

Comments:
From: ex_nikzubko
2008-05-12 09:10 pm (UTC)

Оффтоп, но не злостный:)

У меня к Вам просьба.
Не могли бы Вы, с Вашими шведскими связями, помочь найти концы вот этих или подобных мундиров?
1780-е и середина 1800-х

15,84 КБ 17,76 КБ

Хочется верить, что где-то в королевстве завалялись живые вещи, или хотя бы реплики, или хотя бы подробная того времени живопись. Проблема - разобраться в покрое:(
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: carolinknekt
2008-05-12 09:18 pm (UTC)

Re: Оффтоп, но не злостный:)

Не совсем поняла Ваш вопрос (сама я этой формы не знаю, и вообще военная тема для меня довольно новое занятие;)) - но может, тут кое-что найдете:
http://www.algonet.se/~hogman/uniformer_armen_17.htm#1770-tal:
Вообще очень рекомендую этот ресурс, кликайте на 1700-tal вверху, это значит - восемнадцатый век.
(Reply) (Parent) (Thread)
From: ex_nikzubko
2008-05-12 09:27 pm (UTC)

ДА!!!!!!!!!!!!!!

Спасибо! Нашел. Я по-шведски не хорошо знаю, на ресурсе бывал - но ходил не туда:(
Причины вопроса станут понятны, если заглянете http://nikzubkoff.livejournal.com/43849.html
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kiskris
2008-05-13 07:54 am (UTC)

Исходный пост

На всякий случай ссылка:
http://carolinknekt.livejournal.com/176911.html
Вдруг пригодится, чтобы быстро найти.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kiskris
2008-05-13 07:58 am (UTC)

Информация по бою в Стэкете

Не весь пост, а самая нижняя ветка комментов:
http://carolinknekt.livejournal.com/164050.html?thread=1605330#t1605330
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: carolinknekt
2008-05-24 09:12 pm (UTC)

Бенгт, читаеющий Широкорада...

... что эпическое полотно само по себе...
Вот этот текст:
http://www.ukazka.ru/product-book341335.html
Иногда наш шведский друг не выдерживает и присылает мне, поделиться. Вот про Стэкет, много нового и интересного для всех:))

Интересно, откуда сведения, что шведы обратились в бегство под покровом темноты? Или это тот покров, который не позволяет проверить факты? Особенно из Петербурга?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kiskris
2008-05-25 09:07 am (UTC)

Re: Бенгт, читаеющий Широкорада...

Может быть я, конечно, ошибаюсь, но у меня сложилось впечатление, что Широкорад специально с целью "улучшить картинку" не врал.
Просто обычный русский человек - всё в торопях - тяп-ляп, авось, небось и как-нибудь. Источники целенаправленно не искал. И, тем более, не проверял "на прочность". Схватил более-менее известную книгу для какого-то эпизода и передрал. И так везде. Когда попадались вещи с добротной информацией - повезло, если вранье-ширпотреб, то и у него соответствующее... Слепить "котлету", пихнуть в печать и полочить гонорар - сильно много-то ведь за книги подобного рода не платят.

Жалко Бенгта. Чего он время на эту дурь тратит? Если только для хохмы... Посмеяться над бедными троглодитами с Острова Невезения, которые понедельники всё еще не отменили...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: carolinknekt
2008-05-25 09:20 am (UTC)

Re: Бенгт, читающий Широкорада...

Для Бенгта, как я понимаю, нет "дури", любая информация есть прежде всего информация. Субъективность тоже информативна, и небрежность, и т.п. - он как тот студент-медик из анекдота - должен быть внимателен и не брезглив). Но кроличьей сверхплодовитости Широкорада даже он поражается)
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: carolinknekt
2008-05-25 08:28 am (UTC)

Дровишки отсюда

Журнал Апраксина Бенгт прислал


Тема-то интересная, похоже - точки зрения сторон в данном случае очень сильно разнятся.
Интересно, кто все-таки ближе к фактам...
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: carolinknekt
2008-05-25 09:16 am (UTC)

Re: Дровишки отсюда

Все дело в том, что в шведском традиционном изложении эта битва - ну, не знаю, такая Брестская крепость. Шведская сталь, типа, не согнулась. Да только официоз патриотический есть везде, думаете, у нас только?
Обещали мне прислать кое-что из Арне Стаде, шведского историка, который был "другого мнения")

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kiskris
2008-05-25 09:25 am (UTC)

Re: Дровишки отсюда

Да, любопытно взглянуть.
(Reply) (Parent) (Thread)