?

Log in

No account? Create an account
Архангельский поход шведов в 1700 году - Журнал о короле Карле XII [entries|archive|friends|userinfo]
Журнал о короле Карле XII

[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Архангельский поход шведов в 1700 году [Mar. 10th, 2008|11:15 am]
Журнал о короле Карле XII

karlxii_ru

[egorka_datskij]
[Tags|, , , , , , ]

Добрый день!

Не могли бы уважаемые сообщники порекомендовать источники на любом языке об Архангельском походе шведов зимой 1700-1701 года.
Смутно помню, что корабли велись не под шведскими флагамис помощью русских штурманов-пленников, но 2 из них были посажены ими (штурманами) умышленно на мель напротив русского форта.
LinkReply

Comments:
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
[User Picture]From: carolinknekt
2008-03-10 11:18 am (UTC)

рекомендует Бенгт Нильссон!

Вот пожалуйста:
Holmberg, E. Sjöexpeditionen mot Arkangel 1701 // Karolinska förbundets årsbok 1918, s. 106-142
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: praeclarissimus
2008-03-10 12:02 pm (UTC)
У Юрия Беспятых где–то есть порядочное описание, только не помню в какой книге. . .
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: praeclarissimus
2008-03-10 01:03 pm (UTC)
Даже так:

Istorija znamenitogo sraženija : švedskaja ėkspedicija na Archangelʹsk v 1701 godu / Ju.N. Bespjatych

Bespjatych, Jurij Nikolaevič (författare)
ISBN 5-85560-167-6
Archangelʹsk : Severo-Zapadnoe knižnoe izd., 1990
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kiskris
2008-03-10 01:15 pm (UTC)
Детального описания этого эпизода в работах Юрия Беспятых мне не попадалось (только поверхностные - в двух словах). Но у него по данному вопросу есть более крутая (чрезвычайно подробная) вещь - сборник документов.

Ю. Н. Беспятых (ответственный редактор), В. В. Брызгалов, П. А. Кротов "Тревожные годы Архангельска. Документы по истории Беломорья в эпоху Петра Великого" Архангельск, "Правда севера", 1993.

Вся книга (431 страница 135х205 миллиметров) посвящена событиям 1701 года.
1-й раздел (5-23 стр.) - предисловие Беспятых
2-й раздел (25-310 стр.) - русские документы
3-й раздел (313-358 стр.) - шведские документы
4-й раздел (361-395 стр.) - приложения
Остальное - указатели имён и географических названий
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: praeclarissimus
2008-03-10 01:39 pm (UTC)
См., однако, мой предыдущий коммент
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: kiskris
2008-03-10 02:22 pm (UTC)

Информация в сжатом виде

Глава написана по документам архангельского сборника Юрия Беспятых 1993 года...



Красиков "Неизвестная война Петра Великого" С.-Пб., Нева, 1995. С. 106-109.

"РЕЙД НА АРХАНГЕЛЬСК

КАМПАНИЯ 1701 ГОДА. Первую операцию, направленную непосредственно против России, шведский флот провел лишь во второе военное лето. 30 марта Карл XII подписал указ, где ставил морякам задачу организовать экспедицию вокруг Скандинавского полуостровов в Белое море. Он приказал разорить прибрежные селения и самое главное - войти в Северную Двину, чтобы уничтожить расположенный выше ее устья город Архангельск.
C той поры, как в середине XVI столетия англичане открыли морской путь на русский север, эта коммуникация, полтора века оставалась единственной ниточкой, напрямую связывающей Россию с Западом. По ней в «Третий Рим» приплывало большинство из тех необходимых товаров, которые в отсталой Московии производить не умели. Энергичные европейцы сразу же поняли все выгоды северной торговли, так как, не зная мореплавания, русские купцы покорно ждали прихода иностранных партнеров, диктовавших им свои цены. К концу XVII века туда каждое лето приходили десятки кораблей (главным образом английских, голландских и немецких) набитых различными товарами.
Петр I, начав создавать в России регулярные вооруженные силы и современную промышленность, естественно, вынужден был увеличить европейские закупки (только в Голландии, например, было приобретено 15000 мушкетов последней конструкции). С запада к беломорским берегам сплошным потоком хлынули оружие, боеприпасы, оборудование для заводов и фабрик, части корабельных конструкций и прочая военная продукция (если до 1700 года в устье Северной Двины ежегодно входили до 50 кораблей, то в 1701 году уже 107, а в 1702-м - 154 судна). Поэтому Архангельск для петровской России из стратегически важной ярмарки превратился в жизненно необходимый порт, потеря которого оборачивалась невозможностью продолжать Северную войну (ссылка - Зависимость русской армии от импорта продолжала существовать долго - даже в год Полтавской битвы в Архангельске выгрузили 35000 ружей, изготовленных в Европе. При относительно скромной численности армий того века, это очень внушительная цифра.).
Как уже упоминалось, шведский флот после победы над Данией противников не имел. Его сил с избытком хватало для организации хорошо подготовленной экспедиции на русский север. Однако скандинавы совершили типичную ошибку воюющей стороны, которая прекрасно осознает свое явное качественное превосходство над противником. Они переоценили это преимущество и отнеслись к планированию рейда недостаточно серьезно.
Шведы отправили в Белое море всего 3 фрегата и 4 вспомогательных парусника – «Варберг» (42 пушки), «Эльфсборг» (40), «Марстранд» (26), «Мьехунден» (6), «Фалькен» (5), «Сулен» (4), «Тева-литет» (4). То есть суда с общим вооружением, уступавшим мощи даже одного большого линейного корабля. Численность экипажей флотилии составляла лишь 850 человек, что сильно ограничило возможности формирования десантных партий. Возглавил экспедицию командор Леве.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kiskris
2008-03-10 02:23 pm (UTC)

Информация в сжатом виде

В распоряжении архангельского воеводы князя Прозоровского имелось 2400 солдат и стрельцов, а также около 100 пушек, установленных на батареях вдоль русла реки от устья до города. Голландские купцы заметили отряд шведских кораблей и предупредили русских, которые успели подготовиться к отражению нападения.
В июне шведы добрались до Северной Двины. Но ее фарватера они не знали. Если бы Леве имел более крупную эскадру, то мог бы высадить десант, который по берегу реки достиг Архангельска. Однако в реальности сил для такой акции у него не хватало. Подвергать фрегаты риску командор не решился. 6 июля он отправил на разведку 3 малых вспомогательных судна (120 человек), 2 из которых в районе русских батарей сели на мель. После перестрелки, шведы отчаялись спасти оба аварийных корабля, перебрались на третий и вернулись к фрегатам.
Потери в этой стычке составили у русских 13 убитых, 17 раненых, 7 пленных. У шведов 1 убитый и 2 раненых. Кроме того, скандинавы бросили шняву «Мьехунден» и галиот «Фалькен». Больше входить в Двину они не пытались. Разорив несколько близлежащих селений, Леве взял обратный курс на Швецию. Таким образом, операция, потенциально способная повлиять на ход войны, оставила в истории след лишь в виде заурядной перестрелки (ссылка - "Подправил" прошлое в поздние сталинские годы известный писатель Юрий Герман, изобразивший в своем романе "Россия молодая" двинскую перестрелку как крупное сражение. Снятый по мотивам этого произведения в 80-е годы одноименный многосерийный телебоевик окончательно закрепил в памяти большинства россиян мифические масштабы события).
Впрочем, даже не уничтожение Архангельска, а всего лишь блокада устья Двины в недолгие летние месяцы, тоже могла принести шведам желаемые результаты, но для подобной акции опять требовались большие силы и более основательная подготовка. Хотя ничего катастрофического для скандинавов не случилось. Боеспособного флота Россия не имела еще много лет, поэтому Стокгольм в любой последующий год мог повторить операцию с учетом допущенных ранее ошибок. Однако почему-то этого не сделал. Данный факт является одной из любопытнейших загадок Северной войны.
Кстати, Петр I был уверен, что нападение последует уже на будущий год. За осень и зиму он постарался резко увеличить обороноспособность своих вооруженных сил в районе двинского устья, а летом даже прибыл туда сам с гвардией (ссылка - В течение почти всей первой половины Северной войны местопребывание Петра может служить своего рода компасом. Как правило, где он находился, намечались главные события). Но ожидание оказалось напрасным - шведы не появились. А Архангельск до последнего периода Северной войны оставался главным «приемным пунктом» для «Ленд-Лиза» того времени.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: praeclarissimus
2008-03-10 03:24 pm (UTC)

Re: Информация в сжатом виде

А дело с флагами? Это из Германа или это было так на самом деле?
(Reply) (Parent) (Thread) (Expand)
[User Picture]From: carolinknekt
2008-03-10 09:07 pm (UTC)

Всем привет от Бенгта Нильссона

А такое видали:
Image and video hosting by TinyPic
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: carolinknekt
2008-03-11 09:56 pm (UTC)

Re: Всем привет от Бенгта Нильссона

Во-первых, извиняюсь за размер картинки, связалась с неизвестным фотохостингом, а он и выдал (почему-то подвис "радикал")
Во-вторых, перед вами, друзья - первая страница рукописного тома документов, имеющих отношение к этой экспедиции. Среди прочих - бортовой журнал, письма, списки экипажа, королевская инструкция для экспедиции и т.п.

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: kiskris
2008-03-10 09:15 pm (UTC)

Извет голландцев 14 июня 1701

"Тревожные годы Архангельска. Документы по истории Беломорья в эпоху Петра Великого" Архангельск, "Правда севера", 1993. С. 83-84.


Документ №31

"1701 г. июня 14. - Извет голландских купцов Степана Елеута, Андрея Бреста и других А. П. Прозоровскому о предполагаемом походе восьми шведских военных кораблей на Архангельск.

1701 году июня в 14 день у Архангельсково города боярину и воеводе князю Алексею Петровичу Прозоровскому галанской земли торговые иноземцы Степан Елеут, Иван Ферколен, Андрей Брест, Исак Киньсьюс с товарыщи извещали и сказали, что сего де июня вышепомянутого числа которой пришел карабль с товары из Галанской земли к Архангелскому городу, и на том карабле присланы к ним из Галанской земли из Амстердама города от разных торговых иноземцев писма, которые писаны маия 24-го числа нынешняго 1701-го года. А в тех писмах написано, что в Галанскую землю из Датцкой земли ведомость учинилась, что в Свийской земле изготовили и на море выслали шесть воинских караблей да два карабля з бомбами. А ехать им на Белое море и на Двину реку к Архангелскому городу войною, и чтоб они были опасны.
У подлинного извету вышепомянутых иноземцев руки приложены, писано по-немецки".
ГААО. (расшифровки в книге нет - видимо, Государственный архив Архангельской области) Ф. 1025. Оп. 1. Д. 879. Л.1. Список
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kiskris
2008-03-10 09:52 pm (UTC)

Допрос голландцев 15 июня 1701

"Тревожные годы Архангельска. Документы по истории Беломорья в эпоху Петра Великого" Архангельск, "Правда севера", 1993. С. 84.


Документ №32

"1701 г. июня 15. - Допросные речи голландских корабельщиков о появлении в Белом море шести военных шведских кораблей.

1701 года июня в 15 день пришол с моря Двинским Берёзовским устьем к Архангелскому городу карабль Галанской земли от города Амстердама, а на нём карабельщик Питер Класен, кормщик Дирик Петерсен. И те карабельщик и кормщик про заморские вести роспрашиваны, а на допросе они сказали: слышали де они ныне весною на отезде в своей Галанской земли от торговых иноземцев, что де к ним чрез писма есть такие известия, что будет к Архангелскому городу к нынешней Городцкой иармонке ис Швецкой земли воровских воинских шесть караблей, а сколко с воинскими людми, таки же и з бомбами, и с ыными припасы, про то они подлино сказат не знают.
У подлинного допросу в конце рука карабелщикова, писано по-немецки".
ГААО. Ф.1025. Оп.1. Д.871. Л.1. Список
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kiskris
2008-03-10 10:43 pm (UTC)

Рапорт Прозоровского царю об итогах боя

"Тревожные годы Архангельска. Документы по истории Беломорья в эпоху Петра Великого" Архангельск, "Правда севера", 1993. С. 93-94.

Документ №37

«1701 г. июня 26. – Донесение А. П. Прозоровского Петру I о сражении с шведскими кораблями при крепости на Малой Двинке.

25 июня 1701 года за три часа до ночи пришли с моря к Двинскому Берёзовскому устью Свейских воровских воинских 2 фрегата да яхта. Капитан и солдаты, стоявшие на Берёзовском устьи для караулу, выехали к ним по прежнему обыкновению, чая, что торговые корабли, для распросу заморских вестей, и с одного фрегата сказались ему, что торговые корабли. Капитан и солдаты на фрегат взошли; его взяли в каюту и учали держать за караулом, а солдат его с 15 человек побили и прошли мимо то Берёзовское устье. И как учали приходить к Малой Двинке, где новую крепость строят, у той крепости по край реки, подле новоучиненной баттареи стоял на карауле солдатский голова Григорий Животовский с капитаны и солдаты 700 человек; в малых легких карбасах голова с солдатами к кораблям приезжал и спрашивал: какие фрегаты и для чего сильно мимо устья прошли и никакой отповеди не дали? И увидев на фрегатах много людей и ружья и дознався, что на них воинские люди, учали они от фрегата отъезжать; а воровские люди из пушек голову Животовского и солдат дробью ранили, а иных побили. Видя с берегу, инженер, который крепость строит, также капитаны и солдаты, стоявшие в баттареях и шанцах, учали в воровские фрегаты и яхту из ружья бить, и, не допустив до крепости, из пушек разбили. Неприятельские люди, видя над собою победу, побросались в мелкия свои суда, в шняки, и бежали. Я, холоп твой, с воинских фрегата и яхты велел пушки, знамена и всякие воинские припасы побрать; а третий фрегат, видя победу, на море ушёл. – Сего же 26 июня приехали с Берёзовского устья к городу Колмогорские солдаты и сказали, что в ночи на 26 пришли к тому устью Свейских воинских 4 корабля и стоят на устьи; а промыслу до сих пор не явилось. А буде в устье пойдут, я, не допустя Новой Двинки, с служилыми, градскими и уездными людьми отпор и всякий промысел, сколько всемилосердный Бог помощи даст, чинить буду».

Взято из:
Устрялов Н. Г. «История царствования Петра Великого». СПб., 1863. Т.4. Ч. II. Приложения. II. №78. С. 197-198.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: carolinknekt
2008-03-11 02:29 pm (UTC)
Спасибо Бенгту, еще вчера приславшему сканированные странички из выходящего нынче Шведского биографического словаря (Svenskt biografiskt lexikon) про Карла Хенрика фон Лёвена (von Löven, 1666-1741), командора,возглавлявшего экспедицию. Вот что о ней тут написано (в моем пересказе).Эскадра по первоначальному приказу короля должна была покинуть шведский берег в начале апреля - с целью "недопущения контрабанды через Архангельск". Но приказ о назначении Лёвена вышел, когда тот был в море - и на пост он заступил только 20 апреля. Какое-то время ушло на подготовку судов, еще какое-то - на улаживание отношений с голландским шкипером в Эресунде. Так что эскадра вышла наконец в море из Гётеборга лишь 27 мая - в составе трех фрегатов и четырех меньших судов. За это время информация успела "утечь", а русские - подготовиться. Эффекта внезапности не получилось, и шведы потеряли два корабля. Так как провианта на борту было недостаточно, шведам пришлось немедленно возвращаться. Правда, удалось уничтожить несколько деревень и одну солеварню, а также пошерстить несколько судов на предмет контрабанды.
Карл XII приказал самым тщательным образом расследовать причины провала экспедиции, проведено было порядка шестидесяти допросов и дознаний - частью в Гётеборге, частью - в военно-адмиралтейском суде в Карлскруне, пока в июне 1704 года все обвинения с Лёвена не были наконец сняты.
На последней полосе в конце - ссылки на литературу:

(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kiskris
2008-03-11 08:48 pm (UTC)

Письмо наблюдателя

"Тревожные годы Архангельска. Документы по истории Беломорья в эпоху Петра Великого" Архангельск, "Правда севера", 1993. С. 323-325.


Документ №109

"1701 год, августа 17. – Письмо иностранного корреспондента о событиях Северной войны.

Куда направились вышедшие из Готенбурга шведские корабли?
Милостивый государь.
По-видимому, весьма трудно ответить на сделанный мне вопрос, именно: куда направились вышедшие из Готенбурга пять шведских кораблей, так как в открытом море много дорог.
Приведя затем несколько примеров того, как трудно угадать направление судна в открытом море, автор продолжает:
Однако, несмотря на все это, можно догадываться, куда направились пять вышеупомянутых шведских кораблей, именно – не в другое какое место, как в лежащие на севере московские приморские торговые города святого Михаила архангела, на великой реке Двине, и святого Николая; это два знаменитых торговых города, особенно первый, в который приезжают европейские народы – голландцы, англичане, датчане и другие – и приобретают московские товары, привозя взамен их разные другие товары и в числе их запрещенные, как-то: оружие, порох и свинец, как и было уже положительно заявлено, что оружие, которое имели недавно появившиеся в саксонской армии москвитяне, было настоящее голландское оружие. Поэтому шведы весьма благоразумно стремятся к тому, чтобы разрушить помянутые города своих врагов, москвитян, и этим нанести вред тамошней торговле. Какую это принесет пользу шведам, можно видеть из того, что москвитяне всё своё богатство видят в выгодной торговле, которая, конечно, сильно пострадает, когда оба их северные, при так называемом Белом море лежащие города святого Николая и святого Михаила архангела будут разрушены. Вышеупомянутые шведские корабли должны направиться на север мимо берегов Норвегии и Лапландии и затем повернуть к востоку, в белое море, при котором лежат эти московские города под 64 градусом северной широты. Знаменитый французский географ дю-Валь описывает их, и именно Архангельск, иначе называемый городом святого Михаила архангела (ч. 2, стр. 340), «что это знаменитый торговый город и складочное место всех товаров, идущих в Москву и из Москвы. Таможенной пошлины собирается здесь ежегодно более 600.000 рейхсталеров. Он лежит на Белом море при устье Дувины, или Двины, имеет порядочный замок и хорошую гавань, в которой обыкновенно пристают корабли англичан, голландцев и других народов. Прежде корабли направлялись через Зунд в Ост-зее, к гавани города Нарвы в Лифляндии, откуда товары перевозились далее сухим путем. Но после того, как налажено было много разных тяжелых пошлин, избрали дорогу прямо в Архангельск. Город святого Николая, который тоже лежит при устье реки Двины недалеко от Архангельска, тоже производит некоторую торговлю. Обоими этими городами владеет великий князь, обладатель Белого моря и Великаго океана».
В течение шести недель мы услышим, куда направился этот флот, и узнаем, что целью его служат, по всей вероятности, не что другое, как именно два помянутые московские города. В ожидании новостей из Лифляндии и поручая себя покровительству и защите Божией милости, остаюсь etc. N. 17 августа 1701 года".

Взято из:
Витберг Ф. А. «Мнения иностранцев-современников о Великой Северной войне» // «Русская старина». 1893. Август. Письмо 178. С. 283-284.
(Reply) (Thread)
(Deleted comment)
[User Picture]From: kiskris
2008-03-11 08:53 pm (UTC)

Донесение Юнаса Алейельма

"Тревожные годы Архангельска. Документы по истории Беломорья в эпоху Петра Великого" Архангельск, "Правда севера", 1993. С. 325-327.


Документ №110

"1701 г. августа 16. – Донесение адмиралтейского комиссара Юнаса Алейельма королевскому советнику Карлу Пиперу о результатах экспедиции в Архангельск.

Высокоблагородный господин граф и советник его королевского величества.
Милостивый государь!
Я должен высокопокорнейше сообщить вашему сиятельному превосходительству, что ушедшие отсюда в море 3 месяца тому назад военные корабли, ходившие, как теперь известно, к Архангельску, вчера счастливо возвратились, кроме шнявы «Шёхунден» и галиота, которые пришлось оставить в затруднительном положении. Их при первом подходе кораблей отрядили подняться вверх по реке для уяснения ситуации и добычи людей. Но поскольку неприятель от некоторых находившихся там голландцев заранее узнал о приходе наших, то убрал всех лоцманов; ни единого нельзя было получить, и, таким образом, наши угодили на мель. В то же время от суши подошла барка с намерением подвалить к шняве, но прежде чем это произошло, лейтенант Шёшерна, командовавший шнявой и стоявший на борту, был застрелен с упомянутой барки. Тогда находившиеся на шняве солдаты, которые лёжа в полной готовности поджидали русских, поднялись и дали залп из мушкетов и картечью из пушек, так что русские на барке повалились словно снопы, за исключением двоих, которым удалось ретироваться на сушу. А поскольку шнява и один галиот сели при этом на мель, то пришлось их оставить, чтобы спасти людей. Затем подожгли фитиль в пороховом погребе, после чего шнява сразу взорвалась; люди же перебрались на другой галиот, доставивший всех к кораблям. Помимо упомянутого лейтенанта, не было потеряно ни одного человека. 25 июня при первой высадке в архангельском устье, или на берег, одна шлюпка с капитаном и несколькими солдатами подошла к кораблю командора Лёве, чтобы узнать, по какому делу он прибыл, так как корабль нес английский флаг. Поднявшись на борт, русские тотчас поняли, что на корабле шведы, поэтому командор задержал их на борту в качестве пленных и привез вместе со знаменем и барабаном в Швецию. Неприятель имел в устье укрепление, из которого вел сильный огонь, однако безрезультатно. И поскольку устье было очень узким и мелким, а шведы не знали его и не получили лоцмана, то они не отважились далее рисковать кораблями и людьми и, таким образом, не смогли ничего более предпринять столь малочисленным отрядом, только высадились в нескольких местах на берег и сожгли несколько малых селений и деревень, а также тамошние солеварни и несколько ладей. Затем решили возвращаться домой, так как видели, что ничего больше там уже не сделать. Опасались также нехватки провианта, выданного им всего на 3 месяца. Все это, узнанное лишь из устных рассказов, я с величайшей поспешностью могу сейчас всепокорнейше сообщить вашему сиятельному превосходительству, так как экспедиция только что прибыла и пока нет точных и подробных сведений о ней и о том, как проходило путешествие. Это, вероятно, затем будет ясно изложено в реляции. От губернатора, который теперь на берегу, по-видимому, спешно прибудет реляция о том, как все происходило в экспедиции. Да ниспошлет Господь вашему сиятельному превосходительству благословение и неизменное благополучие и охранит ваше сиятельное превосходительство от всякого несчастья и опасности.
Остаюсь до гроба почтительнейшим, всепокорнейшим и верным слугой вашего сиятельного превосходительства.
Ю. Алейельм.
Гётеборг, 16 августа 1701 года".

Взято из:
Lähteitä Ison vihan historiaan; Handlingar till upllysande Finlands öden under det stora nordiska kriget / Toimittanut Y. Koskinen. – Helsingfors, 1865. №15. S. 21-23.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kiskris
2008-03-11 08:59 pm (UTC)

Реляция командора Лёве

"Тревожные годы Архангельска. Документы по истории Беломорья в эпоху Петра Великого" Архангельск, "Правда севера", 1993. С. 327-332.


Документ №111

1701 г. августа 21. – Реляция командора К. Х. Лёве о ходе и результатах морской экспедиции на Архангельск.

Всепокорнейшая реляция обо всем, что случилось и произошло во время экспедиции к Архангельску на пути туда и обратно.
27 мая 1701 года в 6 часов утра ветер повернул на зюйд-зюйд-ост и несколько посвежел, и я подал сигнал поднять якорь; в 7 часов утра я вместе с другими назначенными в эту экспедицию кораблями и судами с именем Бога вышел в море из Рюэфьюля.
28-го в 3 часа пополудни я подал сигнал всем начальствующим господам офицерам, как морским, так и сухопутным, прибыть на борт «Варберга», в то время как мы стояли, обрасопив паруса. В половине пятого, когда они поднялись на борт и собрались в каюте, я огласил и представил им те пункты, которые подробнее изложены в Lit. A (ссылка на приложения, которые не опубликованы вместе с реляцией) состоявшегося совещания.
С 28 мая по 23 июня не произошло ничего примечательного помимо того, что может быть прочтено в моем журнале; разве что в 8 часов утра мы обманули несколько лопарских рыбачьих ботов. Когда один из них подвалил к нам, мы получили с него немного свежей рыбы, но поскольку не понимали их языка, позволили им идти своим путём, так как нам не следовало возбуждать какие-либо подозрения.
23 июня в 2 часа пополудни мы заметили русскую ладью, стоявшую на якоре под Крестовым островом, и я, чтобы захватить ее, немедля принял меры, более подробные сведения о которых можно получить из протокола имевшего места совещания, Lit. B. В этой ладье находились вещи и предметы, о которых подробнее можно узнать из составленной описи, Lit. A.
24-го мы сожгли упомянутую русскую ладью под Крестовым островом.
25-го в 4 часа пополудни мы миновали селение, у которого стояло на якоре несколько русских ладей; из опасения, что неприятель узнает о нашем прибытии, не решились на них напасть и продолжили свой путь.
26-го в 1 час ночи мы бросили якорь у острова Мудьюгский, расположенного у бара при архангельском речном бассейне, и я тут же приказал поднять английский флаг, полагая при его помощи получить на борт несколько лоцманов. В 3 часа утра прибыл г-н лейтенант Юхан Алин с сообщением, что подходит бот, полный лоцманов, и я от всего сердца порадовался их прибытию. Подвалив к кораблю, русские подняли флаг, ударили в барабан и встали в ружье, после чего я встретил их у фалрепа. Первым на борт поднялся переводчик по имени Микаэль Борис, я по-английски спросил его, сам ли он лоцман или привез их с собой. Он, отвечая мне на голландском, сказал, что английского не понимает. Тогда я по-голландски еще раз осведомился у него о том же. «Нет», - ответил он и сказал, что я должен послать за лоцманом свою шлюпку с письмом к купцам, к которым прибыл, так как люди в боте – только солдаты, посланные архангельским губернатором держать караул на острове Мудьюгский, где прежде обычно находились лоцманы, встречавшие корабли и проводившие их устьем. На мой вопрос, где же теперь находятся эти лоцманы, он ответил, что после того, как было получено известие о том, что должны прийти 7 шведских кораблей, лоцманы были убраны оттуда и переведены на один остров во вновь заложенную крепость. Поняв, что радость моя была напрасной, я тут же принудил русских зайти в каюту, поскольку понял, что они уже заподозрили в нас шведов. Затем я приказал созвать на совещание всех других господ офицеров, и на нем было предложено и решено следующее, см. Lit. C.
В полдень, когда отправляемые суда были под парусами, я пошел в шлюпке и поднялся на борт каждого из них, сначала на шняву к господину капитану Вахтмейстеру и Лиллиекруне и другим офицерам, также отправляемым; ободрил их и просил в этом порученном деле о всяческой осторожности и добром поведении.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: kiskris
2008-03-11 09:00 pm (UTC)

Реляция командора Лёве (продолжение)

Так же я предупредил и ободрил рядовых. Равным образом я предупредил всех находившихся на обоих галиотах господ офицеров и рядовых и выпазил им всем своё желание лично последовать за ними в своей шлюпке как можно скорее. С этой целью я отправился к г-ну капитану Стробиллю на корабль «Эльфсборг» и представил ему, что хотел бы последовать за ними в шлюпке, и вознамерился это сделать. Однако поскольку упомянутый г-н капитан Стробилль возразил против этого, сказав, что было бы неразумно нарушать или отменять то, что уже решено и постановлено на совещании, тем более что у меня на борту помимо штурманов нет офицеров, которым можно было бы в мое отсутствие доверить корабль или командование рядовыми.
В 2 часа пополудни поднялся свежий ветер с норд-норд-веста, когда шнява и галиоты были приблизительно в четверти мили от нас. Я сразу поехал от г-на капитана на свой корабль, приказал поднять якорь и идти под парусами, полагая попытаться последовать или войти в устье за шнявой и галиотами. Как только мы подняли паруса, ветер несколько усилился, я приказал убавить парусов, чтобы можно было вернее бросать лот, и сразу же отправил своего обер-штурмана Ханса Хумпу в шлюпке на другие корабли, с тем чтобы еще раз проверить и расспросить, нельзя ли найти лоцмана среди пленных, обещая большое вознаграждение тому, кто возьмется вести корабль, а также спросить шкипера на корабле «Марстранд», чаще других бывавшего прежде в Архангельске, не возьмется ли он за это. Но по возвращении штурмана стало известно, что никого не нашлось. Тогда я приказал спросить русского капитана и его писаря, не могут ли они ввести нас в устье, и употребил при этом все известные мне средства, поначалу обещая вознаграждение, а затем принуждая и угрожая, стремясь склонить их к этому, но все же лоцмана не получил.
Потом я еще раз спросил моего иностранного штурмана Петера Андерсена, не возьмется ли он ввести корабли, обещая ему двойные лоцманские деньги, однако он решительно отказался. И поскольку я теперь не нашел никакого утешения или помощи, я приказал продвигаться далее, пока не осталось 4 сажени глубины и упомянутый иностранный штурман отметил, что было бы неразумно продвигаться дальше, так как ветер посвежел и поднялась волна. И я был вынужден около 4 часов пополудни встать на якорь при глубине воды 4 сажени. Я сразу послал упомянутого иностранного штурмана Петера Андерсена в шлюпке с лотом и линем, а также компасом промерять глубину и стараться отыскать проход через бар.
Как только он отвалил в шлюпке от корабля, господин капитан Стробилль также отправил своего иностранного штурмана г-на лейтенанта Розьера в своей шлюпке с таким же заданием. В 8 часов вечера обе шлюпки вернулись, и штурман Петер Андерсен доложил мне, что не смог найти вход в устье через бар, поскольку устье изменилось с тех пор, как он был здесь в последний раз. То же самое доложил и г-н лейтенант Розьер г-ну капитану Стробиллю. Тогда я приказал г-ну лейтенанту Анкаркройтцу в шлюпке с корабля «Эльфсборг» отправиться к господам капитанам Вахтмейстеру и Лиллиенкруне с письмом относительно их дальнейших действий и необходимости приложить всяческие усилия для получения лоцмана.
27-го в 3 часа утра г-н лейтенант Анкаркройтц возвратился с этим письмом обратно, так как по дороге встретил господ лейтенанта Мурена и фенрика Радде, посланных с донесением; прибыв на борт, они доложили мне, что шнява и галиот «Фалькен» сели на мель и разбиты, а также что неприятель расположен совершенно иначе, нежели это нам представил вышеупомянытый переводчик Микаэль Борис. Я немедля приказал г-ну лейтенанту Анкаркройтцу и лейтенанту Мурену, взяв солдат, отправиться туда четырьмя шлюпками на подмогу, а также передал лейтенанту Аекаркройтцу приказ к господам капитанам Вахтмейстеру и Лиллиекруне о том, что если шнява и галиот разбиты настолько, что их нельзя спасти, то в этом несчастливом случае снять с них все, что удастся, и затем поджечь.
(Reply) (Thread)
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>